Диссидентство в СССР (1950-1980 гг.)

 

Диссидентство в СССР (1950-1980 гг.)

Вдовин А. И.

Диссиденты (от лат. dissidens — несогласный) — лица, несогласные с официальными общественно-политическими доктринами, принципами политического устройства, внутренней и наружной политикой СССР. Действовали индивидуально и небольшими группами, выражали несогласие порой открыто, но почаще прибегали к нелегальным способам. Диссидентство как публичное явление представляло собой диапазон публичных организаций и движений, литературных направлений, художественных школ, совокупность личных диссидентских поступков. Известное единство диссидентству как публичному явлению придавало активное неприятие сложившихся в стране порядков, рвение к свободе и правам человека.

Важнейшими для понимания парадокса диссидентства являются представления об публичных объединениях, массовой психологии, публичном сознании, идейных течениях и направлениях публичной мысли. Согласно современным представлениям (см., К примеру, работающий Федеральный закон "Об публичных объединениях" от 19 мая 1995 г.), Публичное объединение является формированием, созданным по инициативе людей, объединившихся на базе общности интересов для реализации общих целей, сформулированных в соответствующих документах. Разновидностью объединений являются публичные организации (основанные на членстве публичные объединения, созданные на базе совместной деятельности для защиты общих интересов и заслуги уставных целей объединившихся людей) и публичные движения (состоящие из участников и не имеющие членства публичные объединения, преследующие социальные, политические и другие общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения). Возникновению объединений предшествует деятельность мыслителей и идеологов, рождающих общественно важные идеи и системы представлений об публичных интересах, целях и методах их заслуги. Условием возникновения и деятельности объединений является соответствующее состояние публичного сознания, публичные настроения и устремления, формирующие общественную мысль, её течения и направления.

Диссидентство начало обращать на себя внимание после XX съезда КПСС (1956), в условиях либерализации режима, когда инакомыслие (в большей степени представителей интеллигенции) получило некие способности для проявления. Оппозиционные настроения были во многом стимулированы обнародованием доклада Н.С. Хрущева "О культе личности Сталина", письмом ЦК КПСС к партийным организациям "Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных частей" (от 19 декабря 1956 г.) И аналогичными "закрытыми письмами", которые, в целях осуждения, оперировали бессчетными примерами проявлений недовольства и неприятия советско-коммунистического строя.

К первым проявлениям легального диссидентства в литературной среде можно отнести книгу В. Дудинцева "Не хлебом единым" (1956), выступление К. Паустовского в её защиту, выступление О. Берггольц против постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, принятых в 1946–1948 гг. Общественными проявлениями диссидентства было чтение стихов (традиционно не принятых к печати в русских подцензурных изданиях) на собраниях нонконформистской молодёжи у монумента В.В. Маяковскому в Москве (1958–1961 гг., Активные участники В.Н. Осипов, Э.С. Кузнецов, И.В. Бокштейн).

Со второй половины 1950-х гг. В различных городах появлялись диссидентские подпольные организации, численностью в пределах десятка человек. В Москве — "российская государственная партия", либо "Народно-демократическая партия России" (1955–1958 гг., Организатор В.С. Поленов и др.), "Русская национально-социалистическая партия" (1956–1958 гг., А.А. Добровольский). В Ленинграде — кружок под управлением студента В.И. Трофимова (1956–1957 гг.) И др. Деятельность организаций пресекалась органами КГБ.

В конце 1956 — начале 1957 г. На истфаке МГУ сложилась группа марксистского толка под управлением Л.Н. Краснопевцева. Её участники пробовали сделать новенькую концепцию истории КПСС и новенькую идеологию. Весной 1957 г. Они установили связь с польскими оппозиционерами. Писали исторические заметки об СССР как помехе прогресса цивилизации. Выступали против "сталинского социализма", за создание рабочего самоуправления. В июле 1957 г. Распространили листовки с требованиями суда над сообщниками Сталина, усиления роли Советов, права рабочих на забастовки, отмены 58-й статьи Уголовного кодекса. В феврале 1958 г. Девять членов этого кружка были осуждены за "антисоветскую" деятельность на 6–10 лет заключения.

В 1956–1957 гг. В Ленинграде действовал кружок юного ленинградского математика Р.И. Пименова. Его участники устанавливали связи другими молодежными кружками в Ленинграде, Москве, Курске, пробовали консолидировать их деятельность. В сентябре 1957 гг. Пять участников кружка были осуждены за то, что "создали из студентов библиотечного института нелегальную группу для организованной борьбы с имеющимся строем", а практически — за распространение листовки против безальтернативных выборов.

В октябре 1958 г. Пресечена деятельность группы выпускников ленинградского института во главе с М.М. Молоствовым. Они были арестованы за содержание переписки, которую вели меж собой, за дискуссия способности сотворения организации и рукописи о путях реформирования социализма.

Осенью 1963 г. Генерал-майор П.Г. Григоренко, в дальнейшем видный участник правозащитного движения, и несколько его приверженцев распространяли в Москве и Владимире листовки от имени "Союза борьбы за возрождение ленинизма".

В 1962–1965 гг. В Ленинграде была подпольная марксистская "Лига коммунаров". Она управлялась программой "От диктатуры бюрократии — к диктатуре пролетариата" (Л., 1962, Авторы В.Е. Ронкин, С.Д. Хахаев), распространяла листовки с призывом к революционной борьбе с русской бюрократией, самиздатский журнальчик "Колокол" (Л., 1965).

более бессчетной из всех подпольных диссидентских организаций (28 членов, 30 кандидатов) был ленинградский "Всероссийский социал-христианский альянс освобождения народа" (1964–1967 гг., Рук. И.В. Огурцов), намеревавшийся предложить стране православно-почвеннические ценности с подходящим государственным устройством.

Подпольные кружки действовали также в Саратове ("Группа революционного коммунизма", О.М. Сенин и др., 1966–1970 гг.), Рязани (группа Ю.В. Вудки, 1967–1969 гг.), Горьком (группа В.И. Жильцова, 1967–1970 гг.). Их участники почаще всего вдохновлялись социал-демократическими идеалами, но в практической деятельности ориентировались на общедемократические и либеральные ценности, налаживали контакты с открыто работающим движением за права человека в Москве и др. Городах. В еще большей степени это можно сказать о раскрытом в 1969 г. В Таллине "Союзе борьбы за демократические права" (Г. Гаврилов), издававшем самиздатский журнальчик "Демократ" на российском и эстонском языках, и "Эстонском демократическом движении" (1970–1974 гг., Рук. С.И. Солдатов).

В конце 70-х гг. В Москве образовался кружок "либеральных коммунистов", группировавшихся вокруг самизатских журналов "Поиски" (М., 1978–1979. № 1–8), "Поиски и размышления" (1980. № 1–4). Их редакторы и авторы (П.М. Абовин-Егидес, В.Ф. Абрамкин, Р.Б. Лерт, Г.О. Павловский, В.Л. Гершуни, Ю.Л. Гримм, В.В. Сокирко, М.Я. Гефтер, П.А. Подрабинек и др.) Были людьми в большей степени левосоциалистических взглядов, сторонниками либерализации русской системы, расширения в ней свобод. Они пробовали выполнить синтез идей, которые могли бы лечь в базу плавного реформирования системы и в то же время получить поддержку хотя бы части русского общества, включая реформаторское крыло правящей элиты. Необыкновенную позицию в кружке занимал В.В. Сокирко, являвшийся также автором, составителем и редактором самиздатского сборника "В защиту экономических свобод" (М., 1978–1979. Вып. 1–6). Он предлагал образовать буржуазно-либеральную партию, которая выступала бы как оппонент КПСС за развитие экономических свобод, за некое "буржуазно-коммунистическое", "очень либеральное и коммунистическое будущее общество".

В конце 1970-х гг. В Москве действовала группа "русских еврокоммунистов" (А.В. Фадин, П.М. Кудюкин, Б.Ю. Кагарлицкий и др.). Группа издавала "самиздатские" журнальчики "Варианты" (М., 1977–1982), "Левый поворот" (М., 1978–1980), "Социализм и будущее" (М., 1981–1982). В апреле 1982 г. "Юных социалистов" арестовали, но назначенный на 12 февраля 1983 г. Трибунал не состоялся. Он был отменен благодаря заступничеству забугорных компартий и нежелания Ю.В. Андропова начинать "царствование" с громкого процесса. Не было придано огромного значения и делу В.К. Демина, техника в музее искусств народов Востока, который в 1982–1984 гг. Написал и распространял рукопись "Уникапитализм и социальная революция", а также программные документы для РСДРП — "Революционной социал-демократической партии".

Развитию диссидентства во многом способствовал "тамиздат" — издание за рубежом с последующей популяризацией забугорным радиовещанием и распространением в СССР созданных вне рамок социалистического реализма, неподцензурных литературных произведений: Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго (1958); А.Д. Синявский. Трибунал идет (1959), Любимов (1963); В.С. Гроссман. Жизнь и судьба (1959), Все течет (1963); Ю.М. Даниэль. Говорит Москва (1961), Искупление (1963) и др. Внутри СССР распространялся "самиздат" — изготовление на пишущих машинках в нескольких экземплярах, с последующей перепечаткой диссидентских материалов и документов.

Первым самиздатским литературным журнальчиком был "Синтаксис" (М., 1959–1960, ред. А.И. Гинзбург). Вышло три номера, тираж которых достигал 300 экз. Состоял из стихов столичных и ленинградских поэтов, публикации которых встречали препятствия со стороны цензуры. В № 1 журнальчика (декабрь 1959 г.) Публиковались А. Аронов, Н. Глазков, Г. Сапгир, И. Холин, С. Чудаков; в № 2 (февраль 1960 г.) — А. Аврусин, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Шестаков; в № 3 (апрель 1960 г.) — Д. Бобышев, И. Бродский, А. Кушнер, В. Уфлянд и др. Все выпуски перепечатаны в энтеэсовском журнальчике "Грани" (1965. № 58). Были частично подготовлены еще два выпуска (4-й посвящался ленинградской поэзии, 5-й — поэтам республик Прибалтики). но с арестом Гинзбурга (июль 1960 г.) Выпуск "Синтаксиса" прекратился.

За "Синтаксисом" последовали остальные "самиздатские" альманахи и журнальчики, а в 1964 г. Группа юных столичных литераторов во главе с Л. Губановым создала неофициальное объединение творческой молодежи сумел (расшифровки: Самое Молодое Общество Гениев; Смелость, Мысль, Образ, Глубина; Сжатый Миг Отраженной Гиперболы) В июле 1965 г. Смогисты выполнили выпуск журнальчика "Сфинксы" (М., 1965, Ред. В.Я. Тарсис), в том же году его содержание воспроизвели "Грани" (№ 59). В журнальчике опубликованы стихи В. Алейникова, В. Батшева, С. Морозова, Ю. Вишневской и др. Были изданы также самиздатские сборники смогистов: "Здравствуйте, мы гении", "Авангард" (М., 1965), "Чу!" (М., 1965) И др. Общество было до 14 апреля 1966 г., Когда состоялось последнее выступление сумел у монумента Маяковскому. После этого участники объединения прошествовали от площади Маяковского, до Центрального дома литераторов, подняв над головами эпатажный лозунг "Лишим социалистический реализм невинности!".

В феврале 1966 г. Выехавший в Англию основоположник журнальчика "Сфинксы" был лишен русского гражданства. В том же году в Москве состоялся трибунал над Даниэлем и Синявским, обвиненными по статье 70 УК РСФСР "антисоветская агитация и пропаганда, направленная на подрыв либо ослабление русской власти". В защиту обвиняемых поступило 22 письма от "общественности". Подписали их 80 человек, основным образом члены Союза писателей.

более известными событиями истории либерального диссидентства стали трибунал над 21 участником Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа (февраль–декабрь 1967 г.) И выпуск "самиздатского" правозащитного бюллетеня "Хроника текущих событий" (М., 1968–1983. № 1–64). её составители (Н.Е. Горбаневская и др.) Стремились фиксировать все случаи нарушения прав человека в СССР, а также выступлений в их защиту. Хроника содержала информацию о государственных движениях (крымских татар, месхов, прибалтов), религиозных (православных, баптистов) и др.

В диссидентстве социал-демократического направления наибольшую известность имели братья Р.А. И Ж.А. Медведевы. Они полагали, что все недочеты общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом преломления марксизма-ленинизма и видели основную задачку в "очищении социализма". Начиная с 1964 г. Р. Медведев ежемесячно издавал самиздатский журнальчик, позже вышедший на Западе под заглавием "Политический ежедневник" (М., 1964–1970. № 1–70). Каждый номер печатался на машинке тиражом до 40 экз., Распространялся посреди "надежных" людей. Журнальчик имел корреспондентов и авторов в научно-исследовательских институтах Москвы и даже в ЦК КПСС (в их числе был Е. Фролов, ответственный работник журнальчика "Коммунист"). В журнальчике отражалось отношение к разным событиям в стране и за рубежом. По выражению А. Сахарова, это было "таинственное издание... Нечто вроде самиздата для высших чиновников". позже выходил альманах "XX век" ("Голоса социалистической оппозиции в русском Союзе") (М., 1976–1977, № 1–3).

Он выпускался издательством, созданным Р. И Ж. Медведевыми за границей, переводился на итальянский, японский, английский и французский языки. Альманах был собранием работ русских авторов (Р. Медведев, М. Максудов, А. Красиков, А. Зимин, А. Бехметьев, Н. Пестов, М. Богин, М. Якубович, Л. Копелев, С. Елагин и др.) О проблемах русской истории и современности, западной и восточной демократии и др. Р. Медведев не признавал правозащитного движения (считал его "оппозицией экстремистского толка"), надеялся, что социалистическое течение станет массовым и дозволит выполнить в СССР серьезную программу демократических реформ, а в последующем (в начале XXI в.) — бесклассовое коммунистическое общество. Тем не менее, Р. Медведев в 1969 г. Был исключен из партии "за взоры, несопоставимые с членством в партии", его брат Жорес, автор разоблачительной книги о Т.Д. Лысенко, критических работ о положении науки в СССР, в мае 1970 г. Принудительно помещен в психиатрическую больницу. В итоге протестов представителей интеллигенции (П.Л. Капица, А.Д. Сахаров, И.Л. Кнунянц, А.Т. Твардовский, М.И. Ромм и др.) Освобожден, но в 1973 г. Лишен русского гражданства, выдворен из страны. После ввода русских войск в Чехословакию социал-демократическое направление начинает терять собственных приверженцев. Разочаровывается в нем и академик А.Д. Сахаров, занявший одну из ключевых ролей в диссидентстве после публикации в "самиздате" в июне 1968 г. Работы "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (либерально-западническая программа движения).

На развитии диссидентства в конце 60-х гг. Существенным образом сказались демонстрация протеста против ввода войск в Чехословакию и трибунал (октябрь 1968 г.) Над её участниками, исключение в ноябре 1969 г. А.И. Солженицына из Союза писателей СССР за публикацию на Западе романов "В круге первом" и "Раковый корпус", присуждение ему Нобелевской премии по литературе (1970).

"Нобелевская лекция" Солженицына стала выражением либерального почвеннического направления в движении. В данной связи он писал: "Когда в Нобелевской лекции я произнёс в самом общем виде: Нации это достояние человечества..." Это было воспринято всеобщеодобрительно... Но чуть я сделал вывод, что это относится также и к русскому народу, что также и он имеет право на национальное самосознание, на национальное возрождение после жесточайшей и суровой болезни, это было с яростью объявлено великодержавным национализмом". Свою идеологию писатель не один раз определял не как национализм, а как государственный патриотизм.

Летом 1970 г. У трапа пассажирского самолета, курсировавшего из Ленинграда в Приозерск, были арестованы 12 человек, намеревавшихся захватить и употреблять самолет для вылета в Израиль. Трибунал над "самолетчиками", неудачно добивавшимися разрешения на эмиграцию, закончился вынесением суровых приговоров зачинщикам данной акции и арестами посреди сионистской молодежи в ряде городов страны. Трибунал привлек внимание мировой общественности к проблеме свободы выезда из СССР. Благодаря этому властям пришлось с каждым годом увеличивать количество разрешений на выезд. Всего из СССР с 1971 по 1986 г. Эмигрировало за предел более 255 тыс. Взрослого населения (с учетом детей свыше 360 тыс.). Практически 80% всех эмигрантов составляли лица еврейской национальности, автоматом получавшие статус беженцев при въезде в США и Канаду. Согласно переписям, численность еврейского населения в СССР сократилась с 2151 тыс. Человек в 1970 г. До 1154 тыс. — в 1989 г., В России (2002) — до 230 тыс.

"Самолетный процесс" привлек внимания властей и общественности к проблеме еврейского национализма и сионизму как одной из форм его выражения. При выработке интернациональной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1973 г. Представители неких стран в ООН пробовали осудить антисемитизм, но возражали против предложения русской делегации отнести к расовой дискриминации как антисемитизм, так и сионизм. Тем не менее 10 ноября 1975 г. ООН приняла резолюцию, определявшую, что "сионизм является формой расизма и расовой дискриминации". После упразднения СССР резолюция была отменена.

Процесс над угонщиками самолета показывал, что значимая часть "правозащитников" употребляла правозащитную идею для прикрытия воинствующего национализма и остальных далеких от прав человека идей. Но конкретно в 70-х гг. Правозащитное движение становится одним из основных составляющих движения диссидентов. В ноябре 1970 г. В.Н. Чалидзе создал Комитет защиты прав человека, куда вошли крупные ученые А.Д. Сахаров и И.Р. Шафаревич. Комитет действовал до 1973 г. В 1973 г. Появилась российская секция "интернациональной амнистии".

Летом 1972 г. Были арестованы П.И. Якир и В.А. Красин. Арестованные согласились сотрудничать со следователями. Результатом стали широкая волна новейших арестов и заметное затухание диссидентского движения. Его новый подъем во многом связан с появлением на Западе в 1973 г., А потом и в "самиздате" солженицынского "опыта художественного исследования" гос репрессивной системы под заглавием "Архипелаг ГУЛАГ".

5 сентября 1973 г. А.И. Солженицын написал "Письмо вождям русского Союза", в котором предлагал выход из основных, по его мнению, угроз грозивших нам в наиблежайшие 10–30 лет: войны с Китаем и общей с западной цивилизацией смерти в экологической катастрофе. Предлагалось отрешиться от марксистской идеологии, "отдать её Китаю" а самим, по опыту Сталина от первых дней Отечественной войны, развернуть "старое российское знамя, отчасти даже православную хоругвь", и уже не повторять ошибок конца войны, когда "опять вытащили Передовое Учение из нафталина". Предлагалось также перенести все усилия страны с внешних задач на внутренние: отрешиться от водки как важнейшей статьи государственного дохода, от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами; освободиться от обязательной всеобщей воинской повинности; ориентироваться на стройку рассредоточенных городов, признать на обозримое будущее нужным для России не демократический, а авторитарный строй.

По исследовании письма власти в январе 1974 г. Решили привлечь писателя к уголовной ответственности "за злостную антисоветскую деятельность", а потом лишить гражданства и выдворить из страны. Писателя арестовали, поместили в Лефортовскую тюрьму, а 13 февраля отправили за границу. В Швейцарии он основал российский фонд помощи заключенным, первым распорядителем которого стал освободившийся из заключения А.И. Гинзбург. Помогать было кому. За 1967–1974 гг. К уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду было привлечено 729 диссидентов. В 1976 г. В СССР насчитывалось около 850 политзаключенных, из них 261 за антисоветскую пропаганду.

В 1974 г. А.Д. Сахаров написал работу "Тревога и надежды", в которой было представлено видение грядущего мировой цивилизации, вероятное лишь при условии предотвращения мировой ядерной конфронтации. Наилучшим методом избежать этого он полагал конвергенцию двух систем. "Я считаю, писал он, в особенности принципиальным преодоление распада мира на антагонистические группы стран, процесс сближения (конвергенции) социалистической и капиталистической систем, сопровождающийся демилитаризацией, укреплением интернационального доверия, защитой человеческих прав, закона и свободы, глубочайшим социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственного, духовного личного начала в человеке. Я предполагаю, что экономический строй, появившийся в итоге этого процесса сближения, обязан представлять собой экономику смешанного типа". беря во внимание, что размер валовой продукции русской экономики составлял 12% от мировой (а она практически вся капиталистическая), имелись в виду до этого всего преобразования в СССР. Суждения "отца водородной бомбы" производили огромное впечатление в стране и мире. М.С. Горбачев со временем положил их в базу курса внутренней и наружной политики страны, полагая вероятным начать конвергенцию в одностороннем порядке.

В декабре 1975 г. А.Д. Сахаров стал третьим русским диссидентом, удостоенным Нобелевской премии. Этот акт, наряду с высылкой из страны А.И. Солженицына (февраль 1974 г.), Принес диссидентскому движению в СССР широкую международную известность, соответственно и влияние на массы в собственной стране. Позже лауреатом Нобелевской премии стал осужденный в Ленинграде в феврале 1964 г. За "злостное тунеядство" диссидентствующий поэт И.А. Бродский. В 1972 г. Он эмигрировал в США, где продолжал писать (по-русски и по-английски) стихи, принесшие ему эту премию (1987).

После заключения Хельсинкских соглашений была создана столичная группа содействия выполнению гуманитарных статей этих соглашений (май 1976 г.). В нее вошли член-корреспондент Армянской Академии наук Ю.Ф. Орлов (управляющий) и еще 10 человек: Л.М. Алексеева, М.С. Бернштам, Е.Г. Боннэр и др. Скоро подобные группы появились на Украине, в Грузии, Литве и Армении. В январе 1977 г. При столичной Хельсинкской группе образована рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, одним из основоположников которой стал А.П. Подрабинек. В феврале 1977 г., Оказавшись перед перспективой расширения оппозиции, власти перешли к репрессиям против участников хельсинкских групп.

Власти считали, что одна из основных угроз для страны исходит от диссидентов. Стремясь приглушить усилившуюся с началом роли русских войск в гражданской войне в Афганистане напряженность публичной жизни, они ужесточили репрессии против диссидентов. В конце 1979 — начале 1980 г. Были арестованы и сосланы практически все фавориты и активные участники не лишь правозащитных, но и оппозиционных властям государственных, религиозных организаций. А.Д. Сахаров за выступление против войны в Афганистане был лишен правительственных наград и выслан в г. Горький (январь 1980 г.). Через полтора года заместитель председателя КГБ С.К. Цвигун объявил со страниц журнальчика "Коммунист" (1981. № 14), что антиобщественные элементы, маскировавшиеся под поборников демократии, обезврежены, правозащитное движение закончило существовать.

В 60–80-е гг. В диссидентстве было заметным течение российской либеральной национально-патриотической мысли, дающее о себе знать основным образом в "самиздатской" публицистике, являвшейся своеобразным ответом на "самиздат" либерально-космополитического толка. Первым из ставших известными широкой публике текстов российских "националистов" было "Слово нации", написанное 31 декабря 1970 г. A.M. Ивановым (Скуратовым) как ответ на анонимную "Программу Демократического движения русского Союза", появившуюся в 1969 г.

главным для России в "Слове" представляется государственный вопрос. Констатировалось, что российские играются в жизни страны непропорционально малую роль. Изменить положение обязана была государственная революция под лозунгом "Единая Неделимая Россия", которая превратила бы российский люд в господствующую нацию. В государственном государстве, которое нужно было выстроить, обычная российская религия обязана занять подобающее ей почетное место.

принципиальным событием в российском либерально-патриотическом движении стало появление журнальчика "Вече", который тоже был своеобразным ответом на диссидентские либеральные и национальные издания. Инициатором издания стал В.Н. Осипов, отсидевший 7 лет на серьезном лагерном режиме за компанию "антисоветских сборищ" на площади Маяковского в Москве в 1960–1961 гг. И поселившийся в 1970 г. В Александрове. Журнальчик задумывался как лояльный по отношению к власти (на обложке значились фамилия и адрес редактора).

Первый номер журнальчика вышел 19 января 1971 г. Практически сходу же на журнальчик был повешен ярлык шовинистического антисемитского издания. В данной связи редакция 1 марта выступила с заявлением, в котором говорилось: "Мы решительно отвергаем определение журнальчика как „крайне шовинистического"... Мы отнюдь не собираемся умалять достоинства остальных наций. Мы желаем одного укрепления российской государственной культуры, патриотических традиций в духе славянофилов и Достоевского, утверждения самобытности и величия России. Что касается политических заморочек, то они не входят в тему нашего журнальчика". Число неизменных читателей журнальчика составляло приблизительно 200–300 человек. Он рассылался в 14 городов России, а также в Киев и Николаев. Одним из кругов "Веча" были "молодогвардейцы", члены "российского клуба". Степень их вовлеченности в издание журнальчика ограничивалась темой защиты памятников истории и культуры, некой денежной поддержкой.

более броским выразителем российской идеологии применительно к новым условиям был Г.М. Шиманов, издавший на Западе книгу "Записки из Красного дома" (1971). Публицист обнажал корень мирового зла (и катастрофы России), усматривая его в катастрофическом тупике западной цивилизации, по сути, отказавшейся от христианства и заменившей полноту духовной жизни фальшивым блеском материального благополучия. Он полагал, что судьба России не лишь её судьба, но всего человечества, которое сможет выйти из тупика, делая упор на традиционные духовные ценности российского народа. Российским необходимо объединяться на собственных духовных основах. И в этом объединении атеистическая русская власть не является препятствием, ибо она может быть преобразована изнутри, основное же возродить в себе коренное российское самосознание.

журнальчик просуществовал недолго. В феврале 1974 г. В редакции произошел раскол, а в июле, после выпуска 10-го номера журнальчика, он был закрыт. Осипов решил возобновить издание под новым заглавием "Земля", скоро был выпущен его первый номер. Тем временем КГБ начало следствие по факту издания журнальчика. В конце ноября 1974 г. Осипов был арестован, а пока находился под следствием, B.C. Родионов и В.Е. Машкова выпустили второй номер "Земли". На этом история журнальчика закончилась. В сентябре 1975 г. В.Н. Осипов осужден Владимирским облсудом на 8 лет серьезного режима.

В 1974 г. Бывший член ВСХСОНа Л.И. Бородин начал издание журнальчика "столичный сборник", посвятив его проблемам нации и религии. В собственной издательской деятельности он опирался на помощь юных христиан, которые группировались вокруг Г.М. Шиманова (прораб В.В. Бурдюг, поэт С.А. Бударов и др.), Принадлежали к пастве отца Дмитрия Дудко и поддерживали дела с другими диссидентами либерально-патриотической ориентации. Тиражом 20–25 экземпляров вышло два номера, подготовлено еще два, но издание прекратилось. Бородин, получив в прокуратуре "Предупреждение по Указу ПВС СССР от 1972 г." О том, что его деяния могут нанести вред сохранности страны и повлечь наказание, отошел от издания, возвратился в Сибирь и занялся литературной деятельностью. В 1982 г. Он был арестован и осужден за публикацию собственных произведений на Западе к 10 годам лагерей и 5 годам ссылки.

В середине 70-х гг. Произошла идеологическая переориентация математика и диссидента И.Р. Шафаревича (академик РАН с 1991 г., Президент столичного математического общества). Он написал ряд работ с критикой тоталитарной системы. В особенности широкую известность заполучили его статьи "Обособление либо сближение?", "Есть ли у России будущее?", Вошедшие в сборник "Из-под глыб" (составлен А.И. Солженицыным, издан в 1974 г. В Париже), а также книги "Социализм, как явление мировой истории" (в первый раз опубликована в Париже в 1977 г.) И "Русофобия" (написана в 1980 г., Распространялась в самиздате, многократно переиздавалась начиная с 1989 г.). Эти работы создали автору репутацию идеолога национально-православного движения, сходу же вызвав критику в кругах демократически настроенной интеллигенции, профессиональных историков и этнографов, находящих в них различного рода натяжки и неточности. Но теория "малого народа", развиваемая Шафаревичем вслед за французским историком О. Кошеном, получила обширное признание в патриотических кругах.

Во второй половине 70-х гг. В диссидентстве возникло течение, позже названное "национал-коммунистическим". Оно претендовало на то, чтоб совместно с властями бороться против сионизма за самобытное русское правительство. Существовали две группировки таковых "коммунистов": православные во главе с Г.М. Шимановым и Ф.В. Карелиным; язычники во главе с A.M. Ивановым (Скуратовым), В.Н. Емельяновым, В.И. Скурлатовым. Обе группировки активно отмежевывались от диссидентства в его либеральной ипостаси, критиковали деятельность МХГ, Рабочей комиссии, Христианского комитета защиты верующих, Солженицынского фонда.

В 1980–1982 гг. Выпущено пять номеров самиздатского журнальчика "Многая лета". Основными его авторами, не считая редактора Шиманова, были Ф.В. Карелин и В.И. Прилуцкий. Вокруг них группировался кружок из десятка единомышленников. Основная мысль журнальчика состояла в том, чтоб склонить советскую власть к политике "здравого смысла", укрепить власть за счет коммун, объединенных по родовому и религиозному признакам. В 1982 г., После угроз КГБ, Шиманов прекратил выпуск журнальчика. С его закрытием организованные структуры российского государственного диссидентского движения закончили существовать.

В религиозном отношении в российском национально-патриотическом движении были не лишь христиане. К середине 70-х гг. Сформировались небольшие, но устойчивые группы "неоязычников", призывавших возвратиться к дохристианским верованиям. "Неоязычники" считали праславян и старых славян частью племен старых ариев, имевших общую культуру и религию на пространстве от Индии до Испании.

Для борьбы с диссидентами власть употребляла соответствующие положения русского законодательства, дискредитацию через средства массовой информации. Проводником карательной политики являлся в основном КГБ. Диссиденты, как правило, обвинялись в таковых грехах как "общественно опасное умышленное деяние, направленное на подрыв либо ослабление русского общенародного страны, государственного либо публичного строя и наружной сохранности СССР, совершенное в целях подрыва либо ослабления русской власти". По данным Верховного суда и прокуратуры СССР, в 1956–1987 гг. За подобные преступления было осуждено 8145 чел. За 1956–1960 гг. Раз в год в среднем осуждалось 935 чел., В 1961–1965 гг. — 214, в 1966–1970 гг. — 136, в 1971–1975 гг. — 161, в 1976–1980 гг. — 69, в 1981–1985 гг. — 108, в 1986–1987 гг. — 14 человек.

Специфическим видом наказания диссидентов было принудительное, по определению суда, помещение их в психиатрическую больницу, что с юридической точки зрения не являлось репрессивной санкцией. К диссидентам применялась и таковая мера действия как лишение русского гражданства. С 1966 по 1988 г. За деяния, "порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие вред престижу либо гос сохранности СССР" были лишены русского гражданства около 100 человек, в т.Ч. М.С. Восленский (1976), П.Г. Григоренко (1978), В.П. Аксенов (1980), В.Н. Войнович (1986). Несколько заключенных оппозиционеров (Г. Винс, А. Гинзбург, В. Мороз, М. Дымшиц, Э. Кузнецов) были обменены на арестованных за границей двух русских разведчиков, а В.К. Буковский — на оказавшегося в заключении фаворита чилийских коммунистов Л. Корвалана.

Ко второй половине 80-х гг. Диссидентство было в основном подавлено. Но, как проявили следующие действия, победа над диссидентством оказалась эфемерной. Горбачевская "перестройка" в полной мере выявила его значимость. Оказалось, что открытая борьба нескольких сот инакомыслящих при моральной и материальной поддержке Запада против пороков существовавшего режима власти вызывала сочувствие неизмеримо более широкого круга граждан. Противостояние свидетельствовало о существенных противоречиях в обществе. Идеи диссидентства обширно популяризировались глобальными средствами массовой информации. Один лишь Сахаров в 1972–1979 гг. Провел 150 пресс-конференций, подготовил 1200 передач для иностранного радио. Диссидентству в русском Союзе активно содействовало американское ЦРУ. Понятно, к примеру, что к 1975 г. Оно участвовало в издании на российском языке более 1500 книг российских и русских авторов. Все это во много раз увеличивало силу фактически диссидентской составляющей. По оценке Ю.В. Андропова (1975), в русском Союзе насчитывались сотни тыщ людей, которые или действуют, или готовы (при подходящих обстоятельствах) действовать против русской власти. Имелись таковые и в составе партийно-гос элиты русского общества.

Спуск государственного флага СССР с флагштока над куполами Кремля 25 декабря 1991 г., Если глядеть на это событие через призму антисоветского диссидентства, значит, что на позиции движения перешли по существу главные силы бывшего партийного и государственного управления. Они стали движущей силой номенклатурной революции 1991–1993 гг., Которая моментально (по историческим меркам) подрубила устои "развитого социализма" и обрушила здание "нерушимого Союза". парадокс внутрипартийного либерального диссидентства, его способ отлично обрисованы в статье А.Н. Яковлева "Большевизм социальная заболевание XX века" (1999). В ней утверждается, что во времена "развитого социализма" группа "истинных реформаторов" раскрутила новый виток разоблачения "культа личности Сталина" "с четким подтекстом: преступник не лишь Сталин, но и сама система преступна". Партдиссиденты исходили из убеждения, что "русский тоталитарный режим можно было повредить лишь через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма". К нашим дням обнаружилось, что собственного рода "генеральным диссидентом" был М.С. Горбачев. Об этом свидетельствует его выступление на семинаре в американском институте в Турции в 1999 г. (См. В приложении).

Политика гласности и остальные перестроечные процессы изменили отношение русской власти к диссидентам. С получением свободы эмиграции многие из них выехали из страны, самиздатские издания (к концу 1988 г. Их насчитывалось 64) стали действовать параллельно с государственными. Во второй половине 80-х гг. В СССР были освобождены последние отбывавшие наказание диссиденты. В декабре 1986 г. Был возвращен из ссылки А.Д. Сахаров. В 1989 г. Разрешено опубликовать "Архипелаг ГУЛАГ", в августе 1990 г. Было возвращено гражданство СССР А.И. Солженицыну, Ю.Ф. Орлову и иным бывшим диссидентам. Диссидентство как движение прекратило свое существование. С 1986 г. На смену диссидентским группам приходят политические клубы, а потом народные фронты. Сразу начался процесс становления многопартийной системы, до его завершения функции политических партий делали "неформальные" публичные организации.

В 1994 г. Администрация Президента РФ издала книгу "Слово о Сахарове", включающую материалы конференции, приуроченной ко дню рождения известного ученого. В книге помещено выступление С.А. Филатова, который целиком отождествлял действующую власть с участниками возглавляемой А.Д. Сахаровым ветки диссидентства и теми его учениками, "кто взял на себя тяжкую обязанность воплотить многое из того, о чем Андрею Дмитриевичу мечталось... Да помогут нам выполнить эту нелегкую цель опыт Сахарова, мысли Сахарова, идеи Сахарова и чувства Сахарова!". В этих словах заключена официальная оценка исторической роли одного из течений диссидентства. Что касается диссидентства в целом, то его участники за небольшим исключением (Л.М. Алексеева, Л.И. Бородин, С.А. Ковалев, Р.А. Медведев, В.Н. Осипов, В.И. Новодворская, Г.О. Павловский, А.И. Солженицын и др.) Не сохранили заметного влияния на постсоветскую политическую и общественную жизнь страны.

перечень литературы

Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: новый период. Вильнюс, М, 1992, 2006;

Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х — 80-х годов. М., 1994;

Алексеева Л. История правозащитного движения. М., 1996; Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9;

Поликовская Л.В. Мы предчувствие... Предтеча: Площадь Маяковского, 1958–1965. М., 1997;

Самиздат века. Минск; М., 1997;

58-10. Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953 — 1991. М ., 1999.

Королева Л.А. Исторический опыт русского диссидентства и современность. М., 2001;

История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002;

Антология Самиздата: Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е: В 3 т. М., 2005;

Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953–1982 гг. М., 2005;

Шубин А.И. Преданная демократия. СССР и неформалы (1986–1989). М., 2006.

***

Приложение.

РЕЧЬ М.С.ГОРБАЧЕВА НА СЕМИНАРЕ В АМЕРИКАНСКОМ институте В ТУРЦИИ, 1999 Г.

Целью всей моей жизни было ликвидирование коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми.

Меня полностью поддержала моя супруга, которая сообразила необходимость этого даже ранее, чем я. Конкретно для заслуги данной цели я употреблял свое положение в партии и стране. Конкретно поэтому моя супруга все время подталкивала меня к тому, чтоб я последовательно занимал все более и более высокое положение в стране.

Когда же я лично познакомился с Западом, я сообразил, что я не могу отойти от поставленной цели. А для её заслуги я обязан был заменить все управление КПСС и СССР, а также управление во всех социалистических странах. Моим идеалом в то время был путь социал-демократических государств. Плановая экономика не позволяла воплотить потенциал, которым владели народы социалистического лагеря. Лишь переход на рыночную экономику мог дать возможность нашим странам динамично развиваться.

Мне удалось отыскать сподвижников в реализации этих целей. Посреди них особенное место занимают А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе, награды которых в нашем общем деле просто неоценимы.

Мир без коммунизма будет смотреться лучше. После 2000 года наступит эра мира и всеобщего процветания. Но в мире еще сохраняется сила, которая будет тормозить наше движение к миру и созиданию. Я имею в виду Китай.

Я посетил Китай во время огромных студенческих демонстраций, когда казалось, что коммунизм в Китае падет. Я собирался выступить перед демонстрантами на той большой площади, выразить им свою симпатию и поддержку и убедить их в том, что они обязаны продолжать свою борьбу, чтоб и в их стране началась перестройка. Китайское управление не поддержало студенческое движение, жестоко подавило демонстрацию и ... совершило величайшую ошибку. Если бы настал конец коммунизму в Китае, миру было бы легче двигаться по пути согласия и справедливости.

Я намеревался сохранить СССР в существовавших тогда границах, но под новым заглавием, отражающим суть произошедших демократических преобразований. Это мне не удалось. Ельцин страшно рвался к власти, не имея ни мельчайшего представления о том, что представляет из себя демократическое правительство. Конкретно он развалил СССР, что привело к политическому хаосу и всем последовавшим за этим трудностям, которые переживают сейчас народы всех бывших республик русского Союза.

Россия не может быть великой державой без Украины, Казахстана, кавказских республик. Но они уже пошли по собственному пути, и их механическое объединение не имеет смысла, поскольку оно привело бы к конституционному хаосу. Независящие страны могут объединиться лишь на базе общей политической идеи, рыночной экономики, демократии, равных прав всех народов.

Когда Ельцин разрушил СССР, я покинул Кремль, и некие журналисты высказывали предположение, что я буду при этом рыдать. Но я не рыдал, ибо я покончил с коммунизмом в Европе. Но с ним необходимо также покончить и в Азии, ибо он является главным препятствием на пути заслуги человечеством эталонов всеобщего мира и согласия.

Распад СССР не приносит какой-или выгоды США. Они сейчас не имеют соответствующего напарника в мире, каким мог бы быть лишь демократический СССР (а чтоб сохранилась прежняя аббревиатура "СССР", под ней можно было бы понимать альянс Свободных Суверенных Республик — СССР). Но этого мне не удалось сделать. При отсутствии равноправного напарника у США, естественно, возникает искушение присвоить себе роль единственного мирового фаворита, который может не считаться с интересами остальных (и в особенности малых стран). Это ошибка, чреватая многими угрозами как для самих США, так и для всего мира.

Путь народов к реальной свободе труден и долог, но он непременно будет удачным. Лишь для этого весь мир обязан освободиться от коммунизма.




   Другие работы из раздела:

Развитие способов эффективного использования каналов связи
Развитие способов эффективного использования каналов связи ...Если XVII столетие и начало XVIII столетия - век часов, то настоящее время есть век связи и....

Екатерина Вторая
Екатерина родилась 21 апреля 1729 года. Отец ее, принц Христиан- Август Ангольт-Цербстский, был младшим братом германского владетельного князя. Принц Христиан-Август....

Века металлов
Века металлов Люди не зря окрестили несколько веков собственной истории именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Без этих принципиальных....

Почта России - история
Почта России - история Почты России до XVIII века. До IX века. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась....

История русской космонавтики
столичный Государственный Технический институт имени Баумана факультет Фундаментальные науки. Реферат по истории отечества студента группы ИСТОРИЯ русской....

История Латвии
История Латвии Сказочная древность Первые поселения на нынешней местности Латвии возникли около 9 тыс. Лет. До рождества Христова. В первой....

Династия Плантагенетов
Династия Плантагенетов Плантагенеты - королевская династия в Англии в 1154-1399 годах. Основоположник династии Генрих II, граф Анжуйский. Заглавие ....

История производства и техники
История производства и техники Багоцкий С.В. Историю техники мы обязаны начать с наших далеких предков - презинджантропов, живших более миллиона лет....